Профориентация и самоопределение учащихся

Официальные документы

Название документа Файл/ссылка
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства образования и науки РФ от 27 августа 2013 г. 390/985 «О межведомственном координационном совете по профессиональной ориентации молодежи» ссылка
Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения
обучающихся в условиях непрерывности образования
ссылка
Распоряжение Правительства Саратовской области от 26.03.2014 г. № 42-Пр «О развитии системы профориентации молодежи в Саратовской области» ссылка
Постановление Правительства Саратовской области от 06.06.2014 г. № 333-П «О создании Межведомственного координационного совета по профессиональной ориентации молодежи Саратовской области» ссылка
Постановление Правительства Саратовской области от 21.03.2018 г. № 136-П «О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 06.06.2014 г. № 333-П «О создании Межведомственного координационного совета по профессиональной ориентации молодежи Саратовской области»» ссылка
Комплекс мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016-2020 годы ссылка
План мероприятий по реализации Концепции развития системы профориентации молодежи в Саратовской области на 2018-2020 годы ссылка
План единой недели профориентации в 2020 году файл

Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение учащихся. Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цели профориентационной работы в школе:
— оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
— выработка у учащихся профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
— получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
— выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
— профессиональной просвещение;
— профессиональная диагностика;
— профессиональная консультация и др.

Формы профориентационной работы с учащимися:
— викторины, конкурсы, квесты, беседы, мастер-классы, тематические классные часы;
— тестирование и анкетирование учащихся с целью выявления профнаправленности;
— консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные и групповые);
— дни открытых дверей;
— встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
— участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества;
— привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования.

Работа с родителями:
— проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
— индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.

Предлагаем вам ознакомиться с рекомендациями психолога по профессиональной ориентации и самоопределению.

В помощь учителям, классным руководителям для проведения тематических занятий, мероприятий с учащимися разных возрастов создан каталог электронных ресурсов по профориентации и самоопределению.

Каталог электронных ресурсов по профориентации и самоопределению

Название ресурса Ссылка
Атлас новых профессий ссылка
Резапкина Г.В. Уроки самоопределения (система классных часов для учащихся 5-9 классов) ссылка
Центр профориентации ПрофГид (создан выпускниками МГУ им. М.В. Ломоносова) ссылка
Центр тестирования и развития ссылка
Электронный музей профессий ссылка
Готовые уроки по профориентации ссылка
Справочник профессий ссылка
Каталог учебных заведений и программ Учеба.ру ссылка
Проектория ссылка
Всероссийская программа по развитию системы ранней профориентации «Zасобой» ссылка
Проект «Россия — страна возможностей» ссылка
Проект «Смартия» ссылка